Livejournal Facebook Twitter В контакте
Официальный сайт паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии
По благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

В 2016 году по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря епархиальный паломнический отдел несколько раз организовывал паломничество в Краснодарский край и Абхазию. Учитывая огромный спрос на это направление и ту радость, с которой возвращаются паломники из поездки, мы и в 2017 году будем регулярно собирать группы на этот маршрут.

К сожалению, из-за введенных санкций, нам, крымчанам, сейчас доступны лишь некоторые заграничные направления паломнических маршрутов, одним из которых является Абхазия. Я несколько раз бывал в этой стране и хотел бы поделиться впечатлениями о ней с вами.

Но начнем мы свой рассказ, наверное, с самого главного. С безопасности и с условий, в которых будут находиться паломники. Отправляясь в путешествие, особенно в дальнее, мы особое внимание уделяем техническому состоянию транспортного средства, в котором будем находиться большую часть времени и опытности водителей, от которых зависят наше здоровье и жизнь. С нами всегда комфортабельный и теплый экскурсионный автобус и 2 опытных водителя, знающих этот маршрут досконально и имеющих колоссальный опыт вождения автобуса в горной местности.

Далее, обратим внимание, как составлен этот паломнический маршрут. У нас в программе нет ночных переездов, что, конечно, не делает поездку дешевле, но позволяет и паломникам и водителям восстановить свои силы за насыщенный день в уютной и спокойной обстановке. Начиная с порта КАВКАЗ, нас встречает профессиональный православный экскурсовод и сопровождает по всему Краснодарскому краю и в Абхазии передает в руки местного, абхазского, тоже, православного экскурсовода. Отметим, что в течение всего маршрута у паломников предусмотрено своевременное питание и проживание в хороших гостиницах. Обо всем этом заранее подумали организаторы паломнической поездки.

Ну а теперь, собственно, о моих впечатлениях. Готовиться к поездке я начал заранее, за несколько недель. Необходимо было собрать удобные, негромоздкие вещи, проверить фотоаппарат, видеокамеру, сделать важные дела, чтобы во время путешествия меньше отвлекаться, прочитать побольше информации о тех местах, которые мы планировали посетить... В общем «чемоданное настроение» было обеспечено.

Выезд в Абхазию всегда очень ранний и поэтому утренние молитвы мы читали все вместе, в нашем автобусе. А так как дорога до парома занимает несколько часов, паломники успели не только прочитать акафист и другие молитвы, но и посмотреть интересный видеофильм. Во внесезонное время на паромной переправе, как правило, очередей нет. Мы быстро погрузились на паром и отправились на «Большую землю». И здесь меня ждало первое яркое впечатление. Приятно удивил паром. В отличие от тех паромов, которые ходили при Украине, этот поразил своей комфортностью. Мягкие сиденья и диваны, уютные кафе, чистые туалеты, много свободного пространства, в том числе и на палубе, напомнили мне паромы Греции, на которых мы переправлялись на о. Корфу. Но на этом «Европа» не закончилась. Она только начиналась.

С первого и до последнего дня пребывания на «материке» мы наслаждались качеством российских и абхазских дорог. Комфортный автобус, гладкие как стекло дороги создают в салоне атмосферу невесомости. Правда, и паломникам и водителям в таком состоянии часто приходится бороться со сном, который то и дело пытается помешать путешественникам.

Сразу после выезда из парома нас встречает замечательный экскурсовод – Татьяна, которая, приезжает из Геленджика, чтобы рано утром начать свой интереснейший рассказ с самого начала нашего путешествия по Краснодарскому краю.

Первым объектом нашего паломничества стал скит преподобного Феодосия Кавказского, одного из наиболее почитаемых святых юга России, в поселке Горный, который находится недалеко от г. Новороссийска. Скит, в котором много лет подвизался преподобный, находится в необыкновенно красивой горнолесной местности. Мы приложились к иконе с частицей его святых мощей, совершили краткий молебен, испили и налили с собой воду из святого источника, забившего по молитвам святого Феодосия и, не спеша, наслаждаясь красотой природы и тишиной, царящей в этом святом месте, отправились к автобусу.

Через полчаса наш автобус уже въезжали в город-герой Новороссийск. Обзорная экскурсия по городу завершилась у самого святого места не только православных христиан, но всех жителей города – у «Малой земли». Еще при въезде в город, многих из нас посетили чувства, которые ощущаешь в Севастополе – чувства скорби и радости, гордости и патриотизма. При рассказе экскурсовода дул пронизывающий зимний ветер и с одной стороны хотелось услышать о подвиге наших героев до конца, а с другой укрыться в теплое место. А ведь героическая оборона этого клочка земли начиналась тоже зимой, примерно, в это же время и продолжалась 225 дней, а завершилась утром 16 сентября 1943 года освобождением Новороссийска. За мужество и отвагу 21 воин был удостоен высшей степени отличия — звания Герой Советского Союза. После того, как наша группа вошла непосредственно в музей, где сделано все, чтобы увековечить память защитников Новороссийска, нам включили, захватывающие дух музыкальное и световое сопровождение. А мы по христианской традиции после возглашения дьякона «Во блаженном успении вечный покой…» всей группой проникновенно трижды спели «Вечную память» всем защитникам нашего Отечества. Кстати, сотрудники музея, нам честно признались, что такое пение они услышали впервые за многие годы работы в музее и поблагодарили нас за это.

Через несколько часов, ближе к вечеру мы уже были в Геленджике. Пока еще не стемнело было принято решение ознакомиться с этим прекрасным курортным городом. Одной из достопримечательностей Геленджика считается набережная. Еще бы, ведь она самая продолжительная на Черном море - более 14 км. Геленджик расположен в бухте и поэтому открытого моря с набережной видна лишь небольшая полоска. Все перпендикулярные улицы города, так или иначе, выведут вас на набережную, гуляя по которой можно встретить множество скульптурных композиций и памятников. Здесь и фонтаны и арки-крепости и даже памятники туристу и невесте. Последний является одним из символов города. Недавно Геленджик был признан самым чистым городом России, и мы не увидели в этом звании никакого несоответствия. Рядом с набережной находится белоснежный собор Вознесения Господня, в котором мы успели помолиться на вечернем богослужении.

После того, как мы разместились в уютном отеле, многие из нас, несмотря на позднее время, еще раз вернулись на набережную и насладились красотой вечернего города-курорта федерального значения.

Утром в гостинице нас ждал необычный завтрак по системе «Шведский стол». Эта система удобна тем, что каждый может выбрать себе то, что любит и в том количестве, которое для него необходимо. А выбор, надо сказать, был огромный! Неплохо подкрепившись, мы отправились в дальний путь до г. Сочи.

Первым объектом второго дня нашего паломничества оказался храм свт. Николая в Архипо-Осиповке, а вторым – церковь в поселке Ольгинка – св. равноапостольной Ольги. В этих храмах мы получили возможность обратиться в молитвах со своими просьбами к почитаемым святым и поклониться старинным иконам. В поселке Лазаревское, кстати, названного в честь хорошо известного в Крыму адмирала М. П. Лазарева, у нас было время погулять и пообедать в одной из местных столовых. Цены на протяжении всего пути нас радовали, т. к. они в курортных городах Кавказа намного ниже, чем в Крыму. Датой основания этого посёлка можно считать 1839 год, когда здесь высадился флот во главе с адмиралом Лазаревым, построившим на этом месте военный форт.

Расстояние от Геленджика до Сочи нам показалось не таким уж и большим, хотя проехали мы около 250 километров. В курортную столицу России паломники въезжали вечером и были поражены бесчисленным количество огней освящающих буквально все: дороги, туннели, здания и даже деревья. Каждый вечер в Олимпийском парке Сочи включается знаменитый фонтан под названием "Чаша Олимпийского Огня" и мы сразу же направились к нему, чтобы насладиться красотой этого необычного явления. Фонтан был построен для Открытия и Закрытия Олимпийских игр, которые проходили в Сочи в 2014 году. После того как Игры закончились, фонтан остался наследием прошедшей Олимпиады и по праву считается достопримечательностью Сочи. Поющий фонтан построен в виде скульптуры "Жар-птица", с "огненным гребнем и огромными крыльями“. Чаша имеет диаметр 75 метров, а в ней 264 малых фонтана с индивидуальной подсветкой. Фонтан оснащен 252 пушками, которые способны пускать струи воды на высоту 70 метров! Скульптура расположилась у подножья Олимпийского огня, она имеет разные цвета и словно оживает с бликами, как только заиграет музыка. К тому же, она радует своих гостей завораживающим танцем воды, тумана и бликов света. Музыка, которая звучит в этом парке, принадлежит классическим и современным композиторам России. К их числу относятся: Чайковский, Хачатурян, Шостакович и многие другие. Ночью парк становится действительно сказочным, так как брызги поющих фонтанов в Олимпийском парке превращаются в фейерверки, которые создаются с помощью светодиодов. На поверхности воды появляются мелкие мерцающие звезды. Создается ощущение, будто фонтан отражает ночное небо. Для усиления таинственности и загадочности представления по поверхности фонтана пускают туман. Вечернее шоу музыкальных фонтанов – действительно незабываемое зрелище.

Уже поздним вечером мы располагались в одной из гостиниц Адлера, в которой нам предстояло провести 2 ночи. Несмотря на поздний вечер и предстоящий ранний подъем многие из нашей группы не могли оставаться в гостинице и свободных до сна пару часов провели прогуливаясь по ночному городу, напевая популярную советскую песню из одноименного кинофильма «В городе Сочи темные ночи…».

Третий день нашего паломничества начался рано и уже в 7.00. утра наш автобус был на границе с Абхазией. В течение получаса мы прошли паспортный контроль (для этого необходим только Российский паспорт) и направились в ближайший от России абхазский город Гагры.

Несколько слов о самой Абхазии. Она расположена в северо-западной части Закавказья между реками Псоу и Ингур, на юго-западе омывается Чёрным морем. Побережье, длиной более 210 км, мало изрезанное, часто встречаются широкие галечные пляжи. Морские просторы, субтропическая растительность, бурные реки и вершины Большого Кавказа придают Абхазии исключительную живописность. На севере и северо-востоке она граничит с Россией (Краснодарский край и Карачаево-Черкесская Республика), а на юго-востоке и юге с Грузией. На данный момент Абхазия признана только 4 странами ООН, в том числе Россией.

Первое и последнее неприятное впечатление ожидало нас на протяжении всего абхазского периода паломничества – это резкий контраст между неописуемой красотой природы и, в большинстве своем, разрушенных войной и временем зданий. К сожалению, среди нас были люди, которые не смогли сдержать слез при виде разрухи, царящей в этой маленькой стране. Это были люди, которые были в Абхазии во времена Советского Союза и видели период ее рассвета. После грузино-абхазской войны этот непобежденный народ, к сожалению, так и не смог восстановить свою инфраструктуру: многие школы, государственные учреждения, вокзалы и жилые дома до сих пор несут на себе отпечатки прямых попаданий пуль и снарядов. Пресловутые санкции мирового сообщества до сих пор не дают абхазцам жить полноценной жизнью. Единственной страной, протянувшей руку помощи Абхазии, является Россия.

Замечательный абхазский экскурсовод Тимур с такой любовью начал рассказ о своей стране, что через несколько минут эта любовь передалась и нам. Первым храмом на нашем пути был Свято-Успенский в селе Лыхны. На информационной доске у входа написано: «Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы сооружен в XIII-X вв. в эпоху наивысшего подъема Абхазского царства, которое в тот период являлось оплотом распространения христианства на Северном и Западном Кавказе… относится к наиболее характерным памятникам Абхазской архитектуры».

Следующим объектом нашего паломничества стал знаменитый монастырь с громким названием Новый Афон. Такое название он получил из-за сходства с русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на святой горе Афон. Огромнейший собор и многочисленные монастырские здания находятся на данный момент в очень плохом состоянии. У монастыря нет средств на содержание комплекса в нормальном состоянии. Положение усугубляется еще и тем, что немногочисленная монастырская братия находится в расколе. Поэтому в этом монастыре мы не покупали свечи и не писали записок о здравии и об упокоении, а просто помолились, чтобы как можно скорее Ново-Афонский монастырь вернулся в лоно Православной церкви и обрел свое второе рождение.

В непосредственной близости от монастыря до наших дней сохранилась пещера, в которой по преданию некоторое время жил один из 12 ближайших учеников Иисуса Христа Симон Кананит. Дорога к апостольской пещере идет по лесу и вдоль обильного и шумного водопада. Рукотворный водопад поразил мощью и великолепием. Узкая тропа, вымощенная диким камнем, привела к небольшому гранитному валуну с отпечатком стопы Апостола Симона, лобному месту и источнику со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от многих недугов. Преодолев десятки каменных ступеней, верующие добрались до кельи Апостола, находящейся в отвесной каменной скале, чтобы испросить счастья в супружестве, здравия и благополучия. В самой пещерке мы по традиции был отслужен молебен.

В обеденное время в одном из близлежащих кафе паломники смогли попробовать блюда из абхазской национальной кухни. Здесь же, в Новом Афоне оказались самые низкие цены на апельсины и мандарины. Стоимость местных цитрусовых в несколько раз дешевле, чем в Крыму, а качество просто превосходное. Если кто-то в одном конце автобуса начинал есть апельсин, то в другом конце сразу был слышен ароматный запах. К примеру, мои дети, купленные в Крыму апельсины и мандарины, едят неохотно, но когда они попробовали свежие абхазские фрукты, пришлось ввести для них определенные ограничения. Отметим, что у нас был вместительный автобус и, количество покупаемых фруктов, никто не ограничивал.

После обеда третьего дня паломничества мы оказались в столице Республики – Сухуми. Обзорная экскурсия по городу закончилась вечерним Богослужением в кафедральном Благовещенском соборе. Удивительно радушной и теплой оказалась встреча крымских паломников и прихожан Сухумского кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы. Абхазия, познавшая тяготы войны и до сих пор не оправившаяся от ее последствий, глубоко сопереживает и искренне радуется за крымчан, сделавших свой выбор в пользу России. На память крымским паломникам абхазцы дали несколько больших сумок мандарин, которых в Абхазии несметное количество.

В получасе езды от Сухума, нам посчастливилось увидеть сооруженный в VI веке массивный Драндский собор и поклониться в нем мироточивой иконе великомученика Дмитрия Солунского. Невозможно передать словами необыкновенную умиротворенность и красоту этого святого места! К сожалению, зимой рано темнеет и на этом месте нам пришлось остановить свое знакомство с православной Абхазией. На обратном пути мы вновь остановились на некоторое время в Гаграх, чтобы сфотографироваться у знаменитой, хорошо освещенной в темное время суток, Гагрской колоннады. И если в Сочи мы напевали советскую песенку про темные ночи, то здесь многим вспоминался популярный советский фильм «Зимний вечер в Гаграх».

В последний день нашей поездки начался с посещения богослужения в храме Спаса Нерукотворного в Олимпийском парке. Думается, что не случайно Сочинская Олимпиада была по большинству показателей самой лучшей и наша сборная заняла в общекомандном зачете первое место, впервые, за последние 20 лет! Ведь строя колоссальную олимпийскую инфраструктуру руководство нашего государства не забыло внести в проект и культовое сооружение большинства россиян – православный храм.

А храм, действительно, получился великолепный! Во время раскопок в 2010 году были найдены руины древнего Византийского храма IX века. Камень, взятый из руин, был заложен в основание нового храма 29 августа 2012 года — в день перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В попечительский совет Фонда по строительству вошли известные политики и спортсмены. Строительство храма закончилось за несколько дней до Рождества Христова в 2014 году. На праздничном рождественском богослужении присутствовал и президент России Владимир Путин. 2 февраля 2014 года митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятил храм в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Три дня спустя Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен с участием спортсменов из России, Белоруссии, Украины и Молдавии, а также чиновников и политиков, которые содействовали в проведении Зимних Олимпийских игр.

Помолившись в этом храме и, еще раз, осмотревши Олимпийский парк, только уже в светлое время суток, мы отправились в обратный путь. Проезжая мимо неописуемой красоты Большого Сочи, современной инфраструктуры города, нас переполняли эмоции и на этом фоне кто-то предложил спеть гимн России. И мы все вместе спели! А чем еще можно было выразить чувство гордости за нашу страну? Ведь смогли же в Сочи сделать «Европу»? Дай Бог, что и в Крыму сделаем тоже!

Несколько слов о погоде. Сочи и Абхазия находятся в субтропической влажной зоне. Здесь и летом и зимой достаточно осадков. Нас тоже периодически сопровождал дождь, так что надо брать с собой удобную обувь и обязательно зонтик.

Этот рассказ был о самой первой, можно сказать пробной, поездке по святым местам Черноморского побережья Кавказа и Абхазии. За прошедший год нам удалось усовершенствовать паломническую программу и продлить на 1 день срок пребывания в Абхазии. В этот день мы посетим еще несколько святых мест:

- с. Команы: часовня и могила мученика Василиска, святой источник. Монастырь свт. Иоанна Златоуста, место его погребения.

- с. Агудзеры. Храм пророка Илии.

- с. Илор. Храм св. Георгия Победоносца.

- г. Сочи. Кафедральный собор Архангела Михаила, храм св. кн. Владимира на Виноградной горе.

- Красная Поляна, подъем на фуникулере на высоту более 2000 метров.

Читатели, наверное, заметили, что немалую часть нашей программы можно отнести к «светской». Действительно, маршрут составлен так, чтобы не пропустить ничего интересного, встречающегося на пути. Патриотическая тема Новороссийска, рукотворные успехи человека, с помощью Божьей меняющего качество жизни людей в лучшую сторону и красота Божьего мира – все это дополняет паломническую программу, отнюдь не мешая ей быть таковой. Конечно, описанный мной маршрут будет интересен не только воцерковленным людям, но и только начинающим свой путь к Богу, а также подрастающему поколению, нашей молодежи.

Протоиерей Алексий Тушев….

Паломническая поездка по святым местам Черноморского побережья Кавказа и Абхазии С 16 по 21 февраля.

(НОВОРОССИЙСК – П. ГОРНЫЙ – ГЕЛЕНДЖИК – СОЧИ – АДЛЕР - КРАСНАЯ ПОЛЯНА – НОВЫЙ АФОН – КОМАНЫ – СУХУМ…)

1 день. 03.00. Выезд из Симферополя

Паромная переправа.

п. Горный. Скит прп. Феодосия Кавказского, святой источник.

г. Новороссийск. Обзорная экскурсия, мемориальный комплекс «Малая земля».

Переезд в Геленджик. Ночлег в гостинице.

2 день. 08.00. Выезд из Геленджика

п. Архипо-Осиповка. Храм святителя Николая.

п. Ольгинка. Храм св. равноапостольной Ольги.

г. Адлер: Олимпийский парк и храм Спаса Нерукотворного.

Ночлег в гостинице Адлера.

3 день. Выезд в 07.00. Пересечение границы с Абхазией

г. Гагры. Гагринская колоннада.

г. Пицунда. Собор св. Андрея Первозванного (X век).

п. Новый Афон. Новоафонский монастырь, пещера Апостола Симона Кананита, храм Симона Кананита (X век).

Ночлег в гостинице г. Сухум.

4 день. г. Сухум. Благовещенский кафедральный собор. Литургия

с. Команы. Часовня и могила мученика Василиска, святой источник. Монастырь свт. Иоанна Златоуста, место его погребения.

с. Агудзеры. Храм пророка Илии (1908 г.).

с. Илор. Храм св. Георгия Победоносца (XI век).

Ночлег в гостинице Адлера.

5 день. г. Сочи

Собор Архангела Михаила.

Храм св. кн. Владимира на Виноградной горе.

Экскурсия по городу.

По желанию: посещение Красной Поляны и подъем на фуникулере на высоту более 2000 метров.

В 14.00. выезд в Геленджик.

Ночлег в гостинице г. Геленджик.

6 день. Выезд в Симферополь

В стоимость путевки входит:

1. Проезд на комфортабельном автобусе.

2. Ночлег в гостиницах.

3. Экскурсионное сопровождение.

4. 2 завтрака в гостинице г. Сочи.

Стоимость: 11500 рублей.

Запись по телефону: +7 978 065 18 45.

Водопад у Ново-Афонского монастыря

Храм Апостола Симона Кананита

Пещерка Апостола Симона Зилота

По дороге к пещерке Апостола Симона Зилота

с. Илор. Храм св. Георгия Победоносца (11 век)

с. Лыхны. Успенкий храм (11 в.)