Livejournal Facebook Twitter В контакте
Официальный сайт паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии

Ялтинское благочиние

 

 

Храм-часовня Святителя Николая (Ялта)

 

 

В Ялте рядом с морским портом освящена восстановленная на своём историческом месте часовня Святителя Николая Чудотворца. Чин освящения совершил Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь в сослужении ялтинского духовенства. Храм-часовня во имя Святителя Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей, был построен в 1896 году по проекту архитектора Н. Краснова в честь бракосочетания императора Николая II с Александрой Фёдоровной. Это место замечательно еще и тем, что именно здесь в 1837 году Ялта была провозглашена городом.

Часовня была разрушена в годы безбожия и восстановлена в прежней своей красе только в 2003 году. В реконструкции часовни приняли деятельное участие многие жертвователи. От имени предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира Высокопреосвященнейший владыка Лазарь вручил ордена и почетные грамоты Украинской Православной Церкви большому числу благотворителей и строителей часовни.

 

Ялтинское благочиние. Храм-часовня Святителя Николая (Ялта) Ялтинское благочиние. Храм-часовня Святителя Николая (Ялта)

 

Храм Архистратига Михаила (Верхняя Ореанда)

 

Храм во имя Святого Архистратига Михаила расположен в красочном и очень живописном месте Крыма у подножия горы Ай-Никола и привлекает невольно к себе взоры гостей и жителей Большой Ялты. Он воистину поражает своей неповторимой возвышенной архитектурой и монументальностью, занимая достойно одно из первых мест среди красивейших храмов Южнобережья.

Само место выбрано не случайно. Имеются достоверные исторические сведения, что недалеко на горе существовал древний христианский монастырь, остатки которого нашли археологи. Идея возвести на этом месте святыню – православный храм во имя грозного Воеводы Небесных сил – Архистратига Михаила принадлежит одной из достойнейших семей г. Ялты (семье Карашкевич). Благодаря их мужеству и непоколебимой вере, таланту и материальной поддержке храм был построен за предельно короткие сроки – 1 год.

21 ноября 2006 года Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освятил храм в честь Архистратига Божиего Михаила. После освящения Владыка Лазарь в сослужении священников Ялтинского благочиния совершил первую в этом храме Божественную Литургию. Затем более 200 прихожан и гостей из Ялты, Ливадии, Ореанды, Гаспры приняли участие в крестном ходе. Митрополит Лазарь сердечно поблагодарил всех строителей и благоукрасителей нового храма. Более тридцати человек были награждены грамотами, а Михаилу Павловичу Карашкевичу, на чьи средства был воздвигнут храм, был вручен орден прп. Нестора Летописца. Владыка Лазарь тепло поздравил его с высокой наградой и пожелал многих лет жизни.

Сегодня храм действует как приходской. В нём совершаются регулярные богослужения, он развивается, приобретая очарование прекрасного алмаза в короне Южнобережья утешая, радуя, спасая всех тех кого тронула его одухотворенность и благолепие.

 

Ялтинское благочиние. Храм Архистратига Михаила (Верхняя Ореанда) Ялтинское благочиние. Храм Архистратига Михаила (Верхняя Ореанда)
Ялтинское благочиние. Храм Архистратига Михаила (Верхняя Ореанда) Ялтинское благочиние. Храм Архистратига Михаила (Верхняя Ореанда)

 

Храм Святого Иоанна Златоуста (Ялта)

 

Ялтинское благочиние. Храм Святого Иоанна Златоуста (Ялта)

Колокольня церкви Иоанна Златоуста на Поликуровском холме стала первым каменным зданием Ялты. 16 сентября 1837 года состоялось торжественное освящение собора во имя святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, и отслужена Божественная литургия архиепископом Херсонским и Таврическим Гавриилом. При освящении храма присутствовали император Николай I и императрица Александра Федоровна. На следующий день, 17 сентября, последовал высочайший указ о присвоении Ялте городского статуса. Через полгода, 23 марта 1838 года, был издан указ Сената: «...учредить в Таврической губернии новый уезд... под названием Ялтинского, переименовав местечко Ялты городом».

Собор стал настоящим украшением молодой Ялты. Его построили из местного камня бута, стены оштукатурили и окрасили в светлые тона, венчали собор четыре позолоченных купола. В храм вели четыре двери, 21 окно освещало его. Хотя храм был небольшой, но достаточно просторный и красиво украшенный. Высота колокольни достигала 45 метров над уровнем моря, она, верно, отовсюду была видна в строящемся городе. В 1853 году храм посещали 560 прихожан и солдаты греческого балаклавского гарнизона. Настоятелем в то время был протоиерей Григорий Брюховский, также при храме жили дьячок и служка.

Около 50 лет красовался храм на Поликуровском холме. Неподалеку от него возникло городское кладбище, где похоронены многие выдающиеся личности, известные и поныне аристократы, врачи, актеры, писатели: К. И Эшлиман, первый архитектор Южного берега, А. А. Ханжонков, родоначальник отечественной кинематографии, В. Н. Дмитриев, основоположник климатолечения, поэт С. В. Руданский и многие другие. Теперь здесь создан мемориальный некрополь.

В 1883 году герой Крымской кампании барон Андрей Львович Врангель предложил расширить церковь, пристроив придел во имя своего небесного покровителя святого апостола Андрея Первозванного. Новый придел был освящен 16 октября 1883 года епископом Таврическим и Симферопольским Гермогеном. Но церковь нуждалась в серьезном ремонте - купола стали быстро разрушаться. Это были очень дорогостоящие работы, поэтому начался поиск людей, способных оплатить их. Только в 1894 году по проекту городского архитектора Н. П. Краснова (1864-1939) четыре прежних луковичных купола были разобраны и сведены в один шатровый купол византийского стиля.

Под руководством Н. П. Краснова и по разработанному им плану были построены церковно-приходская школа и часовня святителя Николая Мирликийского у входа в морской вокзал на том самом месте, где Николай I огласил решение о придании Ялте статуса города. Оба здания строились довольно быстро - и не только потому, что имя архитектора было уже широко известно, но и благодаря щедрым денежным пожертвованиям ялтинской прихожанки Юлии Ивановны Базановой и неутомимым трудам настоятеля храма святого Иоанна Златоуста протоиерея Александра Терновского. Строительство было завершено к концу 1896 года, оба здания стали принадлежать Свято-Иоанно-Златоустовской приходской общине.

Новая церковно-приходская школа получила имя Великой княжны Ольги Николаевны, старшей дочери императора Николая I, а ее попечительницей стала Ю. И. Базанова.

Время шло, город разрастался, увеличивалось население, поэтому возникла необходимость в строительстве новых церквей. В начале XX века в Ялте возвели большой храм святого Александра Невского. Более просторный и вместительный, он привлек многих прихожан. Но жизнь в церкви святого Иоанна Златоуста не замерла, во многом благодаря активной деятельности ее настоятеля отца Александра. В дни великих праздников все так же совершались торжественные крестные ходы от храма к часовне, звучали прекрасные проповеди, приходские священники вели занятия в церковно-приходской школе.Ялтинское благочиние. Храм Святого Иоанна Златоуста (Ялта)

Храм после гибели настоятеля разделил судьбу большинства русских церквей: постепенное запустение и поругание.

Началась Великая Отечественная война. Она принесла немало бед, но некоторые народы пострадали незаслуженно еще до того, как враги заняли Крым, пострадали от своих же соотечественников, оскорбивших их недоверием. Так, в самом начале войны немцев, которые жили на крымской земле, в срочном порядке выслали в Сибирь. Их увозили так скоро, что не было возможности собрать вещи, брали только самое необходимое. Остальное имущество конфисковывалось и перевозилось на хранение в пустую церковь. После того, как гитлеровцы заняли Ялту, в храме неожиданно, неизвестно по какой причине вспыхнул пожар. В огне в считанные часы погибло здание церкви. Обгоревшие стены разобрали в послевоенные годы. Не сохранились также церковно-приходская школа и часовня. Часовню закрыли в 1930 году, а в 1932 году разобрали.

Сохранилась только колокольня, ставшая «визиткой» Ялты. Ее стали использовать в качестве навигационного знака, она занесена во все лоции мира.

Долгое время верующие и люди, ценящие историческое прошлое своего города, мечтали о восстановлении всего архитектурного ансамбля: храма, церковно-приходской школы на улице Толстого и часовни на Набережной.

В 1994 году с благословения Владыки Лазаря, архиепископа Симферопольского и Крымского начаты работы по изысканию средств, проектировке и строительству храма. Большую работу провел настоятель церкви святого Иоанна Златоуста отец Владислав Шмидт. Понимая, что возрождение храма - дело нелегкое и долгое, он все же надеялся, что община святого Иоанна Златоуста с Божьей помощью воплотит в жизнь задуманное. Отец Владислав считает: «Строительство храмов на Руси испокон веков было святым делом. Наши благочестивые предки всегда считали храм Божий средоточием духовной жизни человека, Тем местом, где Господь действует благодатию в Таинствах, в Слове Божием, в молитвах верующих. Православные храмы всегда были тем местом, где душа человека освящалась, очищалась от мирской скверны. ....Помните прекрасный православный обычай: каждый, кто положит хоть один камушек в стену будущего храма, не будет забыт у Бога».

На добровольные пожертвования ялтинцев и был восстановлен храм святого Иоанна Златоуста по проекту А. Петровой, который она выполнила по сохранившимся чертежам. Верующие принесли в дар семейные реликвии. Храм во имя святого Иоанна Златоуста был торжественно освящен в 1998 году в день памяти святого. Божественную литургию возглавил архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь. А к праздничному звону колоколов присоединил голос старинный расколотый колокол, найденный прихожанами и принесенный в храм.

 

Храм Вознесения Господня (Ялта)

 

Ялтинское благочиние. Храм Вознесения Господня (Ялта)Жемчужиной города Ялты называли в прошлом веке прекрасный храм в честь Вознесения Христа Спасителя, построенный усердием благотворительницы Екатерины Плещеевой в 1896 году. История храма такова. Здание церкви вместимостью 80-100 человек выстроено в византийском стиле на частные пожертвования благотворительницы Екатерины Захаровны Плещеевой, вдовы штаб-ротмистра СИ. Плещеева. Четой Плещеевых был приобретен участок земли по улице Эмира Бухарского, 6. Выстроенный дом использовался как архиерейское подворье, где всегда останавливались священнослужители епархии, наезжавшие в Ялту и Ливадию для службы или отдыха.

Рядом с дачей-подворьем с юго-восточной стороны в 1897 году и была заложена небольшая церковь во имя Воскресения Христова. Здание одноэтажное, крестообразное в плане. Построено из твердого серого известняка (дикий бут) мозаичной кладкой. Храм имел отдельно стоящую звонницу.

Церковь была торжественно освящена в 1899 г. архиепископом Симферопольским и Таврическим Николаем.

На фасаде церкви имелась мраморная мемориальная доска с текстом: "Екатерина Захаровна Плещеева, урожденная Саенцева, строительница сего храма". До войны 1941-1945 гг. улица Эмира Бухарского, где была построена церковь, носила название Субхи, сейчас это улица Щербака. Древнее название места, где находится церковь — Ставрица, что по-гречески "Многокрестие".

В 1907 году во время большого Чукурларского оползня церковь пострадала. Здание было взято в два опоясывающих металлических пояса для предохранения от дальнейшего разрушения.

С восточной стороны молебенного зала стоял прекрасный иконостас, иконы которого большей частью являлись дарами от епархии и частными пожертвованиями. В самом центре иконстаса особо выделялась икона святой великомученицы Екатерины размером 40x80 см в золоченой рамке и золоченом окладе. Эта особо почитаемая икона производила на молящихся неизгладимое воздействие. Лик святой Екатерины со слезами на глазах, в терновом венце, из-под которого виднелись капли крови, иконописец выполнил с удивительным мастерством. По бокам этого образа размещались иконы святых апостолов во весь рост.

Жители города и окрестных мест очень любили эту красивую маленькую церковь, именно ее чаще всего избирали для венчания молодые пары.

В 1934 г. церковь была закрыта и много лет использовалась не по назначению: под склад, молитвенный дом баптистов, опять склад.

Сейчас ведется работа по установлению имени архитектора, поискам оригинальных чертежей храма и иконы св. Екатерины.

 

Часовня Рождества Христова на Ласпинском перевале

 

Ласпинский перевал – перевал в Крымских горах, самая высокая точка шоссе Севастополь – Ялта, находится в 700 м севернее Ласпинской бухты.

На перевале находится мощная скала, которая носит имя известного писателя и талантливого инженера-путейца Николая Гарина-Михайловского, чьи изыскания и расчёты использовались при строительстве дороги через перевал. На скале Гарина-Михайловского устроена смотровая площадка, с которой открывается замечательный вид на бухты Батилиман и Ласпи, на мыс Айя.

Ласпинский перевал приобрёл важное транспортное значение после постройки нового шоссе Севастополь – Ялта в 1960-е годы. Старая, построенная ещё в XIX веке, дорога из Севастополя на Южный берег (мало используемая в наши дни) проходит через перевал Байдарские Ворота.

В честь 2000-летия Рождества Христова на Ласпинском перевале в 2003 году сооружена часовня УПЦ (МП), главным архитектором которой является Г. С. Григорьянц. 

Ялтинское благочиние. Часовня Рождества Христова на Ласпинском перевале

 

Храм Святой Нины (Гаспра)

 

Великий князь Георгий Михайлович в 1904 году заказал архитектору Н.П. Краснову проект имения, который предусматривал дворец, церковь, часовню, свитский корпус, кухню, хозяйственные постройки, а также устройство парка с бассейном, фонтаном и оградой.

На некотором расстоянии от дворца по проекту архитектора Краснова в 1908 году была построена в византийском стиле церковь святой Нины – небесной покровительницы дочери Георгия Михайловича княгини Нины Георгиевны. Церковь построили в грекогрузинском стиле. Мастера фирмы «Сальвиатти» из Венеции украсили храм мозаикой, а интерьер церкви расписал художник А. Славцов.

Над входом церкви св. Нины был помещен мозаичный образ Спаса Нерукотворного, скопированный с исторической иконы в домике Петра I в Петербурге. К сожалению, мозаика в храме полностью уничтожена. Кроме церкви св. Нины, построенной архитектором Красновым, в крымском усадебном храмовом строительстве есть еще две церкви с мотивами закавказского зодчества: церковь Воздвижения Креста Господня в Ливадии и Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде.

В настоящее время храм находится на территории санатория «Днепр».

Ялтинское благочиние. Храм Святой Нины (Гаспра) Ялтинское благочиние. Храм Святой Нины (Гаспра)

 

Храм Преображения Господня в Никитском ботаническом саду

 

Ялтинское благочиние. Храм Преображения Господня в Никитском ботаническом саду

В шести километрах от Ялты, возле селения Никита находится одна из достопримечательностей Крыма - Никитский ботанический сад. Это настоящая зеленая сокровищница страны, в которой собраны растения из разных уголков планеты. Но Сад не только прекрасный парк, музей живой природы - это одно из старейших научно-исследовательских учреждений, в котором насчитывается более 28000 видов, сортов и гибридов разнообразных растений.

После присоединения Крыма к России началось освоение земель на Южном берегу. Дворцы и дачи новых хозяев окружили парки и сады. Князь Г. Потемкин первым попытался создать ботанический сад по европейскому образцу, для этого он заказал семена заморских растений и высадил в своих имениях. Но частные ботанические сады часто меняли своих владельцев, необходим был государственный, или, как тогда говорили, «казенный», ботанический сад. В его задачи входило: собирать лучшие и плодороднейшие деревья, кусты и травы, которые приносили бы доход или служили бы украшением парков; разводить плантации фруктовых, масличных и прочих растений, способных расти в теплом климате Тавриды, и распространять их среди крымских земледельцев.

Для закладки будущего сада отвели земли вокруг деревни Никиты, основанной в средние века греками. Епископ Гермоген писал, что это поселение прежде носило название Сикита от греческого слова, означающего фиговое дерево, смоковницу. «Буква с заменена буквою н, вероятно, с тех пор, как здесь построена была греческая церковь во имя святого великомученика Никиты. Константинопольский патриарх Макарий грамотою 1390 года сделал распоряжение, кому из крымских иерархов следует заведывать Сикитою.

Исследователь христианских древностей Крыма Д. М. Струков предполагал, что святой Никита мог жить в этих местах. Древнюю церковь в честь святого разрушили сами греки, когда покидали Крым в 1771 году. На ее месте татары построили мечеть, которая тоже не сохранилась.

В 1812 году в Никите был заложен ботанический сад. Стараниями его первого директора Христиана Христиановича Стевена (1781 -1863) и первых садоводов за двенадцать лет были разбиты Верхний и Нижний парки, собрана уникальная коллекция декоративных растений, ценный гербарий, выведены новые сорта винограда и фруктовых деревьев, основаны библиотека и музей. X. X. Стевен хотел организовать в Саду училище садоводства и виноградарства, но не успел. Такое училище появилось в 1868 году стараниями третьего директора Сада Н. Е. Цабеля.

В Никитском ботаническом саду жили ученые-садоводы, учащиеся, рабочие, а своей больницы и церкви не было, приходилось ездить в Ялту. В 1881 году на пост директора Сада заступил Александр Иванович Базаров (1845-1907). Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым - двухэтажным зданием, в котором разместились бы больница, церковь и квартира священника. В июле 1882 года пришло разрешение на строительство и была рассчитана смета. А. И. Базаров поручил подготовить проект гражданскому инженеру-архитектору П. К. Теребеневу (1841-1902), при этом просил учитывать следующие пожелания: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек. Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний... Больница должна представлять просторное помещение для 6 больных. Одну или две койки поместить в отдельной комнате на случай опасных или заразных болезней... Для квартиры преподавателя (имеется в виду священник - преподаватель Закона Божьего в училище) достаточно 3-х просторных комнат, передней и кухни...». 18 февраля 1883 года был готов проект и утверждена смета на сумму 20494 рубля.

Участок для строительства выбрали возле училища. Но, как выяснилось, известняки здесь залегали с уклоном на юго-запад, поэтому алтарь пришлось переориентировать на юго-восток, что несколько нарушило каноны строительства православных храмов.

Торжественная закладка состоялась 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения. В присутствии ученых, садоводов, учащихся и рабочих Преосвященным Гермогеном, епископом Таврическим и Симферопольским была отслужена Божественная литургия. В основание фундамента положили доску с памятной надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра III заложено здание сие с церковью Преображения Господня. При Министре Государственного Имущества М. Н. Островском, Директоре Департамента земледелия и Сельской Промышленности М. Н. Раевском, Директоре Императорского Никитского сада А. И. Базарове благословением Преосвященного Гермогена, Епископа Таврического и Симферопольского, тщанием Гражданского инженера П. К. Теребенева сего 1884 года марта в 25 день. Аминь».

Храм освятил 5 февраля 1887 года настоятель Ливадийских церквей архимандрит Епифаний во имя Преображения Господня.

Первым настоятелем церкви и учителем Закона Божьего в училище стал отец Василий Иванов. Директор Сада А. И. Базаров ходатайствовал о введении в штат должности псаломщика, который был бы и учителем хорового пения. Надо сказать, что директор предъявлял священникам особые требования: они должны были либо иметь академическое образование, как отец Сергий Лилеев, либо быть хорошим пастырем, верным служителем Церкви, как отец Николай Акулин.

Построенное здание представляло собой просторную однонефную базилику, с северо-западной стороны к ней примыкал вестибюль, внутри которого располагалась лестница, ведущая на второй этаж, в церковь. На первом этаже устроили больницу, а квартиру священника пристроили к алтарной стене в виде одноэтажного выступа с балконом. В целом план здания представлял собой удлиненный четырехконечный крест. Над парадным крыльцом, ведущим в вестибюль, расположили небольшую звонницу с двускатной крышей и крестом, венчающим главку-маковку. Над вестибюлем на барабане, украшенном кокошниками, возвышался небольшой купол с восьмиконечным крестом. Большие арочные окна были оформлены каменными наличниками из широких лучей, заканчивающихся с двух сторон резными по камню равноконечными крестами. Между окнами были устроены неглубокие ниши, в которых находились узорные чугунные кресты, один из них обнаружили в 1993 году, когда стены здания освобождали от разросшегося плюща.

В стенах вестибюля на втором этаже прорезали окна меньших размеров, их украсили наличниками-кокошниками, а на первом этаже - прямоугольные окна с наличниками из чередующихся кирпичных и белых лучей. С двух сторон от входа в неглубоких нишах на фресках изображены узорчатые византийские кресты, а над входом в круге - равноконечный крест.

Летом 1887 года на колокольню подняли два колокола, изготовленные на литейном заводе Н. Д. Финляндского в Москве.

Несмотря на удаленность Никитской церкви от центральных городов Крыма, а тем более от столицы, в ней совершали молебны ко всем знаменательным датам в жизни Императорской семьи и в истории государства. Здесь молились о здравии Государей Императоров, о спасении русских воинов и о помощи им в сражениях во время ведения войн, об укреплении могущества России. Никитской церкви была отведена важная роль в торжественных мероприятиях по случаю празднования столетия Сада в 1912 году. Настоятель церкви отец Роман Крылов освятил это знаменательное событие. 20 сентября 1912 года в храме отслужили Божественную литургию, после чего все присутствующие крестным ходом отправились в Нижний парк, где на площадке перед оранжереей совершили молебен, провозгласив многолетие Государю Императору Николаю II и всей его семье, начальствующим и всем служащим в саду и учащимся, а также вечную память Государям Александру I, Николаю I, Александру II и Александру III, всем почившим лицам, служившим и потрудившимся на благо Сада. Отец Роман получил в награду орден Святой Анны III степени.

После революционных событий в Никитском ботаническом саду произошли изменения, в феврале 1921 года он был преобразован в «Совхоз Никитский ботанический сад». В храме богослужения совершались до 1920 года. Затем прихожане создали Православное религиозное общество и обратились в местные органы власти с просьбой передать им церковь в безвозмездное пользование. По договору они были обязаны сами содержать, ремонтировать, отапливать храм, сохранять все церковное имущество. Священнослужителя в храме к тому времени уже не было, поэтому его обязанности выполнял рабочий Иннокентий Черняков.Ялтинское благочиние. Храм Преображения Господня в Никитском ботаническом саду

Но в конце 20-х годов государство с новой силой ополчилось на церковь, и храм Преображения Господня в Никите был закрыт в сентябре 1927 года. Здание пытались переделать, изменить его облик: разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Но Лик Спаса Нерукотворного над входом был снят кем-то из верующих, перевернут лицом к кресту, закрыт жестью и закрашен под цвет стены.

В течение долгих лет здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, дом культуры с кинотеатром в бывшей церкви. Не сохранились ни внутренние росписи, ни иконостас, ни иконы. Прекрасный зал с большими окнами и хорошей акустикой превратили в темное помещение: заложили окна, уменьшили высоту потолка искусственными плитами, которые поглощали все звуки. Внешние стены густо заплел крымский плющ. Когда в 80-х годах здание стало разрушаться, его превратили в склад, куда свозили всякий ненужный хлам. Уже мало кто помнил, что здесь раньше был храм.

В 1991 году жители Никиты организовали Свято-Преображенскую общину Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Они заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви и начали ремонт. Всего за месяц, к 19 августа 1992 года привели в порядок большой зал первого этажа. В этот праздничный день Преображения Господня перед входом совершили молебен и освятили здание. С этого дня на первом этаже стояли иконы, возле которых возжигали свечи, здесь можно было помолиться, заказать поминовение о здравии или упокоении ближних, купить крестики, иконки, божественную литературу. Отец Виктор Евсютин, назначенный настоятелем Никитской церкви 11 декабря 1992 года, по воскресеньям служил молебен, крестил, венчал, исповедовал прихожан, отпевал усопших.

7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре и отслужили первую Божественную литургию. Но прихожане и священник старались скорее восстановить иконостас. Над храмом установили крест, вновь построили звонницу, на которую подняли колокол. В престольный праздник 19 августа 1995 года Божественную литургию в церкви служил Преосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский. Так был возрожден еще один крымский храм, а мы вспомнили еще одну страницу нашей истории.

 

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЁ