Livejournal Facebook Twitter В контакте
Официальный сайт паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии

Бахчисарайское благочиние

 

 

Храм иконы Божией Матери Феодоровская (Бахчисарай)

 

29 августа 2007 года, при большом стечении народа, в бахчисарайском храме в честь иконы Божией Матери Феодоровской была отслужена Божественная литургия в честь престольного праздника. После литургии настоятель храма протоиерей Сергий Халюто и священники благочиния молились о благословении детей на новый учебный год.

15 лет назад, 29 августа 1992 г., в день празднования иконы Божией Матери Феодоровской, по благословению архиепископа, ныне Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря было организованно Бахчисарайское благочиние.

Всё это время его возглавлял протоиерей Сергий Халюто. В то время перед молодым благочинным, выпускником Одесской духовной семинарии, была поставлена непростая задача - возродить Православие в Бахчисарайском районе.

Начинать предстояло почти с нуля. Все храмы, существовавшие до революции, были разрушены или в лучшем случае превращены в склады и клубы, Успенский монастырь лежал в руинах. На весь район был всего один (!) храм в Бахчисарае, в приспособленном помещении, в честь свт. Николая Чудотворца.

Но молодого и энергичного иерея Сергия это не пугало. Любовь к молитве и искреннее отношение к прихожанам привлекло немало людей в храм, со временем появились люди, желающие помочь в постройке нового храма. Так был возрождён храм в честь иконы Божией Матери Феодоровской, покровительницы царской семьи.

За эти 15 лет было открыто 25 храмов, в них несут службу 20 священнослужителей, ведётся работа по научению и утверждению прихожан и их детей в вере их отцов и дедов. Для этого организованы воскресные школы в каждом приходе, в общеобразовательных школах ведётся курс "Основ православной культуры Крыма". Каждое лето организуется детский православный лагерь и экскурсии по пещерным монастырям Крыма.

 

Бахчисарайское благочиние. Храм иконы Божией Матери Феодоровская (Бахчисарай) Бахчисарайское благочиние. Храм иконы Божией Матери Феодоровская (Бахчисарай)

 

Храм Святого апостола и евангелиста Луки (Лаки)

 

Среди покрытых густым мелколесьем пологих склонов гор у просёлочной дороги между сёлами Кудрино (бывшее Шуры) на реке Кача и Высокое (бывшее Ашага-Керменчик) в долине реки Бельбек в Бахчисарайском районе приютились развалины некогда великолепного и большого православного греческого храма. Он, по решению схода жителей села Лаки, был построен и освящен во имя святого апостола и евангелиста Луки в 1904 году взамен обветшавшей церкви того же имени.

Сейчас села Лаки (позднее Горянка) не существует. У него была трагическая судьба. Невдалеке от церкви к востоку от неё расположен незаметный низенький обелиск. На обелиске надпись: «Жителям греческого с. Лаки погибшим в огне Второй Мировой войны от рук фашистских карателей вечная память». И фамилии: Авраниди, Дузовых, Спаи, Лели, Егорова, Гавало и другие. В Лаках жили греки ещё со времён раннего средневековья.

Страшная история села, на месте которого распаханное поле (немногочисленные жители села, именовавшегося уже Горянкой, были выселены отсюда в 60-е годы XX столетия в процессе ликвидации малых деревень).

Церковь Св. Луки – типичное крестовокупольное однонефное строение, ориентированное абсидой на восток. Купол сооружен на световом барабане, который посредством парусов и подпружных арок опирается на четыре встроенных в стены пилона, образующих подкупольный квадрат в средокрестье. Главный западный вход в храм оформлен порталом. Над дверным проёмом портала надпись-дата – «Год 1904». А на нижней арке надпись: «Храм святого евангелиста Луки». В интерьере утрачена орнаментальная роспись пилонов.

В настоящее время храм требует серьёзной реставрации, но несмотря на это в храм назначен священник из Евпатории, который проводит здесь по большим праздникам Богослужения.

 

Бахчисарайское благочиние. Храм Святого апостола и евангелиста Луки (с. Лаки) Бахчисарайское благочиние. Храм Святого апостола и евангелиста Луки (с. Лаки)

 

Храм Рождества Христова (Красный Мак)

 

Бахчисарайское благочиние. Храм Рождества Христова (с. Красный Мак)

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Куйбышево)

 

Бахчисарайское благочиние. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Куйбышево) Бахчисарайское благочиние. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Куйбышево)

 

Храм Архистратига Михаила (Табачное)

 

Паломничество к святым местам с самого начала существования Церкви Христовой стало неотъемлемой частью ее духовной традиции. Сначала объектами паломничества были места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, затем паломники шли к местам страданий и упокоения святых мучеников, а после появления храмов и монастырей, к святыням, бережно сохранявшимся в церковных и монастырских оградах.

 

Бахчисарайское благочиние. Храм Архистратига Михаила (с. Табачное)
Бахчисарайское благочиние. Храм Архистратига Михаила (с. Табачное)

 

Храм Владимирской Иконы Божией Матери (Береговое)

 

В устье небольшой крымской речушки Западный Булганак, у самого берега Черного моря, раскинулось небольшое село Береговое Бахчисарайского района. Село имеет необычную, интересную историю...

Летом 1860 года среди эстонских крестьян прошел слух, что далеко в Крыму раздают земли почти задаром. И путь в Крым открыт всем, кто пожелает поехать в эти благодатные места.

Слухи были близки к истине. Действительно, льготы переселенцам были: на каждую мужскую душу, — лишь мужик мог считаться в семье полноценной единицей! — выделялось 12—15 десятин государственной земли и 100 рублей безвозвратной суммы. Если учесть, что месячный заработок хорошего рабочего, например, в Севастополе, составлял менее десяти рублей, то безвозвратную сумму нищенской не назовешь!

И это еще не все, льготы были внушительные: если в ближайшие три года после переселения случится недород, то крестьянам выдавался хлеб на пропитание и семена для посева. Плюс к этому, эстонцы освобождались на три года от обязательной воинской повинности.

Народ в Эстляндии жил скученно, а в Крыму пустовали деревни, оставленные татарами в период массовой миграции в Турцию. Выезд татарской бедноты происходил в течение нескольких веков, но особенно он усилился в 1860—1862 годах.

Не будем сейчас разбирать причины, по которым татары-крестьяне покидали родные крымские земли, и переселялись в Турцию, где им тоже приходилось не сладко, — их несколько. Но главной причиной было то, что татары испытывали двойной гнет, притеснялись не только русскими, но и татарскими помещиками.

Несколько тысяч крестьянских семей Эстляндии выразили желание выехать в Крым и послали своих ходоков к царю за разрешением. Царское правительство было заинтересовано в заселении полуострова и разрешение было получено без всяких бюрократических крючкотворств.

1 ноября 1861 года первые эстонские переселенцы прибыли в Самрук (ныне село Береговое).

В годы культа личности, вместе со всей страною пострадали и эстонцы. И, по тем временам это вроде бы было естественно — ведь эстонцы чуть ли не официально считались иностранцами! А посему почти во всех эстонских деревнях были вскрыты «контрреволюционные заговоры».

Большинство из «иностранцев» было сослано в Сибирь. Некоторые и там пустили свои корни, другие, для которых ссылка не стала посмертной, вернулись в Эстонию, а в Крым возвратились лишь те, у кого «заложниками» оставались на этой земле жены и дети, в паспортах которых значилась совершенно другая национальность.

Узнав историю села Береговое нетрудно догадаться, что здесь никогда не было православного храма. По милости Божией в настоящее время храм во имя Владимирской иконы Божьей Матери находится на стадии завершения строительных работ. Часть средств на строительство храма пожертвовал Борис Моисеев, вот что он сказал в интервью газете: «…в Симферополе, где я отыграл юбилейное шоу, за кулисы пришла моя старая приятельница Елена Борисовна. Мы дружим больше 30 лет. Очень богатая женщина. Продала свои шикарные квартиры в Москве и эмигрировала в Крым. И вот сейчас в селе Береговое Бахчисарайского района она строит православный храм. Весь симферопольский гонорар за концерт я отдал ей: «На, построй церковь». Чтобы и от меня была хоть какая-то помощь. Но не кричу об этом на каждом углу: вот, мол, какой я хороший и добрый. Не это главное в жизни.»

Бахчисарайское благочиние. Храм Владимирской Иконы Божией Матери (с. Береговое) Бахчисарайское благочиние. Храм Владимирской Иконы Божией Матери (с. Береговое)

 

Церковь Святой Софии (Качи-Кальон)

 

В юго-восточной части поселения Качи-Кальон в отдельно стоящем камне высечена церковь святой Софии. В подковообразной апсиде вырублен одноступенчатый синтрон. В стене находятся две ниши: одна для жертвенника, другая для запрестольного образа. Иконостас был деревянным - в стене сохранились подрубки для его установки. По периметру наоса идет скамья для прихожан, в которой с южной стороны вырублена могила, а в полу под ней - гробница. В стенах видны ниши, в которые когда-то устанавливали иконы, здесь же остатки двух греческих надписей. Особенностью храма является то, что в нем устроили два выхода: более ранний вел в наос, а позже прорубили вход, который вел с улицы в апсиду. В обломке скалы за храмом когда-то была усыпальница.

Церковь основали не ранее ХI-ХIII века. После вывода христиан из Крыма монастырь опустел, и храм оказался заброшенным. В 1888 году его вновь освятили во имя святых у мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви по благословению Таврического епископа Мартиниана. Архимандрит Исидор возобновил в нем службы. Внутри храм святой Софии побелили, снаружи украсили золоченым крестом. Несмотря на небольшие размеры храма, монахи любовно называли его «Софийским собором».

 

Бахчисарайское благочиние. Церковь Святой Софии (Качи-Кальон)

 

Спасо – Преображенский скит (Терновка)

 

В селе Терновка (бывшее Шулю) находится Спасо-Преображенский скит. На его территории из-под земли вытекает источник святого Феодора, рядом сохранились остатки средневековой часовни Ай-Тодор. Еще в XIX веке неподалеку стояла деревенька с тем же названием Ай-Тодор, тут же брала свое начало речка Айтодорка. Именно эти земли в 1868 году по указанию императора Александра II были выделены Инкерманскому Свято-Климентовскому монастырю. Стараниями монахов здесь, на лесной даче был построен храм святого Феодора. Он просуществовал до 1925 года.
Летом 1996 года трудами архимандрита Августина началось возрождение скита: освятили престол во имя святого преподобного Кассиана, Угличского Чудотворца.
В мирской жизни святой Кассиан был мангупским князем Константином. Он жил в Крыму в XV веке. Политическая обстановка в то время была непростая, княжеству Феодоро приходилось защищать свои земли от генуэзцев, обосновавшихся в Кафе, и соседствовать с мусульманским государством крымских татар. Обстоятельства заставили князя Константина поселиться у своего родственника Фомы Морейского. Константину довелось сопровождать его дочь Софию сначала в Рим, а затем в Москву, где ее ожидал жених, великий московский князь Иоанн III Васильевич. Пожив какое-то время при великокняжеском дворе, Константин определился боярином к ростовскому архиепископу Иоасафу. Вместе с ним он удалился в Ферапонтов Белозерский монастырь. Князь Константин поселился в отдельной келье, его жизнью в монастыре руководил старец Филарет. Здесь благоверный Константин принял постриг с именем Кассиана. В Белозерской обители он встретился с преподобным Нилом, будущим основателем Сорского скита. Беседы с ним повлияли на духовное развитие святого Кассиана.
Вместе с несколькими монахами Кассиан покинул Белозерский монастырь. Там, где река Учма впадает в Волгу, они устроили кельи и стали жить в трудах и молитвах. Узнав об этом, угличский князь Андрей Васильевич велел привезти святого Кассиана к себе и долго с ним беседовал. Князь дал согласие на основание нового монастыря, наградил богатой милостыней.
Новый монастырь был общежительным, под управлением игумена. Первым игуменом стал инок Закхей. В обители построили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, трапезную и кельи. Но сильное наводнение разрушило часть зданий, унесло церковную утварь. В беде монахам вновь помог угличский князь. На его деньги возродили обитель на новом месте, куда не смогла бы достать вода. Построили два храма: каменный в честь Успения Богородицы и церковь в честь рождества святого Иоанна Предтечи.
Святой Кассиан прожил до 102 лет. Ему дано было узнать день, когда окончится его земная жизнь. Святой исповедался и приобщился Святых Тайн. Он умер 4 октября 1504 года и был похоронен в храме Успения, позади правого клироса. На стене храма было рельефное изображение двуглавого орла византийской формы – символ власти Мангупского княжества. При гробе сохранялась схима и нательный крест святого. На его могиле произошло много чудес.

Бахчисарайское благочиние. Спасо – Преображенский скит
Бахчисарайское благочиние. Спасо – Преображенский скит

 

Шулдан

 

Небольшой монастырь расположился в обрывах скалы Шулдан, что переводится как «отдающий эхо». Монастырь состоял из двадцати пещер, большинство из которых теперь разрушены, и двух храмов. Главный храм сохранился особенно хорошо, он просторен и высок. Когда-то апсида отделялась преградой, вырубленной в скале. Иконостас был деревянным - в полу можно рассмотреть подрубки для установки Царских врат. В апсиде этого храма помещалось епископское кресло, а в центре располагалось горнее место. В северной стене вырублена скамья. В том месте, где она соединяется с алтарной преградой, высечена гробница в виде аркосолии, под ней в полу - могила. В южной стене дверной проем выводит на площадку над обрывом, здесь же высечена ниша с окном.

Из главного храма можно было попасть в часовню, в северной части которой находится усыпальница, в полу под ней могила. Арочный вход из алтаря вел в крещальню, где в нише вырублена купель, которую закрывали деревянным щитом. К западу от крещальни можно найти остатки еще одного помещения с круглой ямой. О ее назначении нет единого мнения. Возможно, здесь ранее была крещальня, а затем, после открытия нового баптистерия, ее переделали в часовню, а яму - в могилу.

Второй храм монастырского комплекса Шулдан расположен во втором ярусе пещер, над восточным входом. Попасть туда можно из естественного грота по каменной лестнице, которая сегодня частично разрушена. В восточной стене в арочной нише расположен престол, на выступе южной стены - жертвенник. Вдоль всей северной стены идет скамья, заходящая в алтарь. В древности алтарь от остальной части храма отделяла деревянная преграда.

Алтарь – самая важная часть храма, здесь священнослужители совершают Богослужения и здесь находится главная святыня - престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство причащения Тела и Крови Господней. В пещерных храмах престол обычно высекали из камня. На нем находились священные предметы, к которым мог прикасаться только священник. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». При посещении пещерных монастырей помните: не следует заходить в алтарь и касаться престола - это могут делать только священнослужители.

Ученые полагают, что в ХIII-ХI\/ веках в скалах над Шульской долиной возник небольшой монастырь. В период расцвета княжества Феодоро он расширяется и перестраивается, появляется новый баптистерий. Епископское кресло, сохранившееся в алтаре главного храма, дает возможность предположить, что Шулдан был резиденцией митрополита. А монастырь Челтер, обитатели которого занимались активной хозяйственной деятельностью, мог быть подворьем, обслуживающим двор епископа.

Немало сил и времени требовалось монахам, чтобы высечь в скале, пусть даже сложенной довольно «мягкими» известковыми породами, кельи и храмы. Один из первых исследователей пещерных монастырей Крыма П. Кеппен такими словами выразил свое восхищение: «Каких трудов стоило изсечь этот дом Божий? Каким терпением должны были обладать те, которые, оставив по себе этот памятник, сами погружены в мрак забвения».

 

Бахчисарайское благочиние. Шулдан Бахчисарайское благочиние. Шулдан

 

Челтер–Мармара

 

Для Крыма характерно образование небольших монастырей, в которых проживало малое число иноков. Несколько таких монастырей подчинялись одному киновиарху, находившемуся обычно в сане архимандрита, он занимался управлением жизни в киновиях и являлся высшей монастырской властью. Любой монастырь начинался с постройки храма, как правило, они были одноапсидными. Храмы возводили из камня на известковом растворе или вырубали в скале, алтарная преграда отделяла алтарь от наоса. В более крупных монастырях устраивали трапезные. Поначалу монахи жили в общих, довольно просторных кельях, позже стали устраивать небольшие индивидуальные кельи, где не было ничего лишнего. При посещении пещерных монастырей в кельях можно определить по углублениям в полу, где находилась лежанка, где стоял стол, можно увидеть высеченные в стене ниши, обычно их две: в одной стояла икона, в другой кружка с водой. Другие пещеры использовались в качестве различных хозяйственных пристроек, мастерских, виноделен.

Из села Красный Мак можно проехать к деревне Терновка (бывшее Шулю). В скалистых обрывах горы Челтер-Кая («решетчатая скала») даже с дороги видны четыре яруса искусственных пещер. Это монастырь Челтер, возникший в конце \/III - начале IX века. Здесь археологи насчитали более пятидесяти пещер: кельи, трапезную, хозяйственные и подсобные помещения. В древности все они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. Наиболее интересна церковь, расположенная во втором ярусе. Она занимает восточную часть большого естественного грота. Южный край этого грота поддерживается шестью столбами, один из которых сегодня разрушен. В храме нет южной и северной стен - в древности они были сложены из камня. Апсида полукруглой формы, в центре пола - основание для престола с углублением для мощей. В стене есть ниша-жертвенник и окно. Вдоль северной стены тянется скамья, рядом с которой в полу пять могил. В этом же гроте, в другой стороне, высечен тарапан. Вокруг монастыря до сих пор находят заросли одичавшего винограда. По краю скалы сохранились несколько зерновых ям, рядом, стоит лишь присмотреться, канавки, которые отводили дождевую воду от запасов зерна, собирая ее в особый водоем.

Третий ярус состоит из пятнадцати соединенных между собой пещер. Здесь тоже есть храм, алтарная часть которого разрушена, а под потолком вырублен крест. В северо-западной части в полу находятся две могилы. Возможно, это была небольшая часовня. В южной стене расположен вход в галерею, над ним высечен крест.

В храме четвертого яруса на стене алтаря, слева от престола, высечен крест и сохранились несколько слов греческой надписи: «раб божий... 6911-й (1403 год)». Справа, в квадратной впадине, неразборчивая надпись и крест.

В пещерной церкви пятого яруса на стенах много граффити и следы неразборчивой надписи. Очевидно, это было особо почитаемое место. К восточной стене примыкает престол, слева от него ниша. Рядом с церковью в боку карстовой пещеры вырублен алтарь. Это могла быть небольшая часовня. Монастырь существовал довольно долгое время – с XII – XV век.

 

Бахчисарайское благочиние. Челтер–Мармара Бахчисарайское благочиние. Челтер–Мармара

 

Тепе – Кермен

 

Несколько пещерных святынь находятся на средневековом городище Тепе-Кермен, что означает в переводе «Холм-крепость». Уже в VI – VII веке здесь было построено укрепление, защищавшее границы византийских владений в Тавриде. За его стенами спасались от неприятеля жители окрестных поселений. В XI веке укрепление и феодальный замок превращаются в город, начинается строительство наземных и пещерных храмов. От наземной однонефной часовни сохранились лишь развалины, они заросли травой, и их трудно различить. А пещеры время пощадило, их здесь насчитывается 250, расположенных в несколько ярусов. Пещеры нижнего яруса использовались для хозяйственных нужд, в них держали скот. В верхние можно попасть с территории замка.

В северно-западном обрыве городища расположена «Церковь с ризницей». В стенах апсиды высечены ниши и четыре строки греческой надписи. Вдоль западной и южной стен храма идет каменная скамья. В южной стене вырублена могила, над ней арочная ниша. Здесь же проход в ризницу. В северной стене расположены две арочные ниши, рядом с ними два концентрических круга, внутри которых изображены крестообразно пересеченные четыре спицы; в нижней половине круга четыре буквы древнееврейского алфавита. В полу храма - две могилы.

В западной части Тепе-Кермена можно осмотреть еще один древний храм - «Церковь с баптистерием». В этом храме трапециевидной формы находилась купель, вырубленная в виде креста. В нее спускались по двум ступеням. Рядом в полу две могилы, а вдоль южной стены идет скамья. В основной части храма в западной стене тоже была могила, над ней сделана надпись: «Выкопана могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от раба Божия, благочестивейшего Мануила...». Еще одна могила находится к югу от алтаря. Сам алтарь был отделен алтарной преградой, высеченной в скале и украшенной рельефными крестами. Здесь же сохранились три колонны с капителями (в древности их было шесть), которые опирались на алтарную преграду. В полу алтаря нетрудно рассмотреть углубление для престола. В северной стене находится ниша-жертвенник.

Рядом с церковью на краю плато вырубили 9 гробниц и 5 усыпальниц. После того, как жизнь в поселении Тепе-Кермен прекратилась, пещерные церкви какое-то время использовались жителями соседних сел и отшельниками. Но постепенно они приходили в запустение. В 1890 году житель Бахчисарая И. Пузатов расчистил «Церковь с баптистерием», убрал накопившийся в ней мусор, проделал окно и дверь и пригласил священника, здесь вновь зазвучали слова молитвы.